Особенности развития речи с 3-х до 5-ти лет.

В период с 3 до 5 лет развитие речи ребёнка продолжает идти полным ходом. Активно развиваются все компоненты речевой системы.

Словарь

Словарь продолжает активно расти. К 5 годам он достигает примерно 3000 слов. Ребёнок использует в речи обобщающие понятия (овощи, фрукты, одежда), а также называет части предметов (у стула - сиденье, ножки, спинка). Малыш начинает активно использовать все части речи, в том числе прилагательные, наречия, предлоги. Появляются относительные прилагательные (яблочный, деревянный и т.д). Используются прилагательные для обозначения настроения людей (грустный, печальный, весёлый). Глаголы активно употребляются в повелительном наклонении (беги, принеси и т.п.). Появляются приставочные глаголы (зашёл, вышел, подошёл).

Примерно с 4 лет дети начинают понимать и употреблять антонимы. Можно поиграть в игру «Скажи наоборот» (холодный-горячий, весёлый-грустный и т.д.). Ребёнок начинает адекватно использовать практически все предлоги кроме сложных (из-под, из-за). Начинают употребляться наречия, обозначающие пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу). Малыш продолжает проявлять словотворчество, и этот период может продолжаться всё дошкольное детство.

Грамматический строй речи и связная речь

  • развивается грамматический строй речи. Примерно с 3 лет малыш пользуется суффиксами с уменьшительно-ласкательным значением. Ребёнок начинает адекватно использовать предлоги, исключение составляют сложные. После 4-х лет пользуется суффиксами, обозначающими людей по профессии (чик, щик, тель). Согласует прилагательные с существительными в числе и роде, возможны ошибки при согласовании в среднем роде. Возможны ошибки при согласовании существительных с числительными, при употреблении некоторых падежных форм. Некоторое количество грамматических ошибок появляется из-за того, что усложняется структура предложения.

 

Пятилетний ребёнок способен близко к тексту пересказать знакомую сказку, рассказ, описать недавно произошедшие яркие события, может составить простой рассказ по картинке, серии картинок. В речи, наряду с простыми, используются сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

Звуковая сторона речи

После 3-х лет некоторые дети замечают неправильное произношение у других людей, к 4 годам начинает замечать неправильное произношение звуков в собственной речи. Дети начинают различать слова, отличающиеся одним звуком (локти-ногти, коза-коса). Примерно с 4,5 лет ребёнок может определить наличие или отсутствие заданного звука в слове, с 5 лет определяет место звука в слове (начало, середина, конец).

В промежуток с 3 до 4 лет обычно появляются шипящие звуки и Л, звук Р может появиться к 5 годам. В 5 лет произношение полностью соответствует норме. Если в возрасте 5 лет у ребёнка остались какие-либо речевые проблемы, нужно обязательно обратиться к логопеду, чтобы скорректировать развитие речи ребёнка до поступления в школу.

У пятилетнего ребёнка речь в норме внятная и чистая. Он может чётко отвечать на вопросы взрослого, подробно и связно рассказывает о событиях своей жизни. Легко запоминает доступные по содержанию стихи, сам может подобрать слово в рифму.

Я очень кратко описала основные моменты развития речи ребёнка с 3 до 5 лет. Если у вас остались вопросы по этой теме, пишите в комментариях. Если вы сочли данную информацию полезной, поделитесь с друзьями.

 

Источник http://vashlogoped-online.ru